?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вечный покой

С юных лет сидела занозой какая-то неразрешенность, что ли, финала булгаковского романа «Мастер и Маргарита».
Неразрешенность судьбы самого Мастера. Что это все значит — отказ Бога от принятия Мастера в Свет, как в Спасение, и просьба к Воланду — пристроить Мастера в Покой.

"...Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый.
...
− Он прислал меня.
− Что же он велел передать тебе, раб?
− Я не раб, − все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, − я его ученик.
− Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, − отозвался Воланд, − но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак...
− Он прочитал сочинение мастера, − заговорил Левий Матвей, − и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
− Мне ничего не трудно сделать, − ответил Воланд, − и тебе это хорошо известно. − Он помолчал и добавил: − А что же вы не берете его к себе, в свет?
− Он не заслужил света, он заслужил покой, − печальным голосом проговорил Левий.
− Передай, что будет сделано, − ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: − И покинь меня немедленно.
− Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, − в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.
− Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.
Левий Матвей после этого исчез, а Воланд подозвал к себе Азазелло и приказал ему:
− Лети к ним и все устрой."


Дальше посланец Сатаны угощает Мастера и Маргариту отравленным вином, убивает, и дальнейшее происходит уже с душами главных героев.

"− Слушай беззвучие, − говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, − слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, − тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.
Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я."


Получается, что Булгаков устами своих героев задает антагонистическую пару — покой противопоставляется свету.
Интересно, что таким противопоставлением Булгаков как бы пытается разрушить изначальную антагонистическую пару — свет/тьма.
Тьма как бы подменяется более мягким и как бы менее отвратительным "покоем". Именно "как бы".

Однако что же зашифровано в этом самом покое? Вечный покой, покойник, отсутствие страстей, движения, позывов и творческой интенции - вот что есть этот воландовский Покой, на который обречен творец-Мастер.

Конечно, от Воланда, как от Сатаны, человеку-творцу, Мастеру, ждать чего-то хорошего — несусветная глупость. Однако Булгаков здесь делает еще один ход, за который роман "Мастер и Маргарита" называют величайшим гностическим романом ХХ века. Ведь на вечный покой Мастера обрекает именно Бог, Создатель.
И тут возникает одно из главных отличий романа Булгакова от "родственного" ему "Фауста". Все же Фауст в конце концов каким-то невероятным способом — но спасается.
А Мастер, в каком-то смысле, преданный Богом, жесточайшим образом уничтожается Воландом.

Ведь для творца Покой - есть убийство творчества. Абсолютный покой, когда даже молекулы и атомы перестают колебаться в кристаллической решетке — это абсолютный ноль по Кельвину — это -273 градуса Цельсия, то есть, страшный холод. Покой в смысле предельного холода — это и лед девятого круга Дантовского Ада.

39297639_3420_The_JudeccaLucifer_sqs

"...В самом центре Преисподней - ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники и главный из них - Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера."

Мастер в засаленном ночном колпаке — это бесплодный измучанный человек, мертвый вживе — навечно. Есть ли участь страшнее для творца?
Вечный покой — это равнодушие. Любовь в вечном равнодушии жить не может. Значит, Маргарита тоже обрекается на вечные муки
Можно сравнить Человека Булгакова с Человеком Горького. Что называется, почувствуйте разницу.

"...Идет он, орошая кровью сердца свой трудный, одинокий, гордый путь, и создает из этой жгучей крови — поэзии нетленные цветы; тоскливый крик души своей мятежной он в музыку искусно претворяет, из опыта — науки создает и, каждым шагом украшая жизнь, как солнце землю щедрыми лучами, — он движется все — выше! и — вперед! звездою путеводной для земли...

— Смысл жизни — вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!
— Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня — моя награда.
— Иных наград не нужно для меня, я вижу: власть — постыдна и скучна, богатство — тяжело и глупо, а слава — предрассудок, возникший из неумения людей ценить самих себя и рабской их привычки унижаться.
— Сомнения! Вы — только искры Мысли, не более. Сама себя собою испытуя, она родит вас от избытка сил и кормит вас — своей же силой!
— Настанет день — в груди моей сольются в одно великое и творческое пламя мир чувства моего с моей бессмертной Мыслью, и этим пламенем я выжгу из души все темное, жестокое и злое, и буду я подобен тем богам, что Мысль моя творила и творит!
— Все в Человеке — все для Человека!
Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним — пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди — стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его.
Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и Человеку нет конца пути!
Так шествует мятежный Человек — вперед! и — выше! все — вперед! и — выше!"


Поверив Человеком Горького формулу "вечный покой" = "смерть вживе", можно убедиться в ее справедливости.
Для Горького мещанство, засаленный колпак и прочие атрибуты "покоя" — это античеловек, антисоздатель, антитворец. Это Смерть, как антитеза Жизни, творчеству.

Поэтому, конечно, участь Мастера печальна, несмотря на воспевание Булгаковым мещанского "покоя". Участь Маргариты, вечной спутницы бесплодного и несчастного творца — ужасна не менее.
По сути, выходит, что Бог отрекся от своего Творения, Человека. И Человек тут же уничтожается Сатаной.
Самое страшное, что Бог отрекается от своего творения ни за что, никаких таких супергрехов Мастер не совершает. Отсюда возникает мысль о том, что Всевышний просто не любит человека. Поэтому и позволяет его швырнуть в ледяной ад упокоенности.
А ведь, если нет любви Создателя к созданному им — значит, "творенье не годится никуда", нет утешительности. Значит, человек остается один на один со Смертью, в итоге. А отсюда до Ницше, а затем и до "Вива ля муэрте!" - полшага.

Почему же Создатель, в романе Булгакова, так жесток к Мастеру, к образу и подобию своему, к творческому человеку? Что хотел сказать этим Булгаков?
Ответ на этот вопрос — и есть ключ к творчеству Михаила Афанасьевича. И не только к "Мастеру", но и к другим его произведениям.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
antiseptic
Feb. 13th, 2017 10:22 am (UTC)
Конечно )
kim373
Feb. 13th, 2017 10:37 am (UTC)
У дьякона Андрея Кураева есть интересный разбор "Мастер и Маргарита: За Христа или против?".
Там именно этот вопрос с "покоем" подробно разбирается, и с православных позиций. Лично мне некоторые вещи кажутся спорными конкретно - я не согласен с оценкой "покоя" Мастера, но сама книга просто захватывает.
livejournal
Feb. 13th, 2017 11:31 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
staroverca
Feb. 13th, 2017 11:58 am (UTC)
Ну вот прям статья научная получилась! Даже лучше. Согласна, покой - самое страшное. Познавший "муки" творчества не может жить уже без этого.
mike_ermakov
Feb. 13th, 2017 01:03 pm (UTC)
Метафизично. Подписываюсь на продолжение.
sham1
Feb. 13th, 2017 02:06 pm (UTC)
хорош ли роман Мастера?
Пророчески получилось. Роман Мастера оказался недостаточно хорош, как и советский Человек, он получил пару десятилетий спокойной жизни и погружение в Ад.
alexsh412
Feb. 14th, 2017 07:07 am (UTC)
Интересная тема. Только хотелось бы уточнить: у Булгакова идеи Бога и Сатаны - несимметричны. Его Сатана - это не силы Зла. Не совсем так. Во всяком случае, не Зло в чистом виде, не в христианском понимании. Это карающая сила, воздающая каждому по его делам. Воланд здесь напоминает древнего языческого бога, жестокого, и тем не менее, почитаемого.
cheerfriar
Feb. 14th, 2017 10:25 am (UTC)
Покой можно понимать и по-другому. Это когда творец имеет возможность спокойно заниматься своим трудом, и только им. Не отвлекаться на решение всяких сермяжных бытовых вопросов, например, как заработать денег, чтобы завтра купить хлеба. Нет?
bruttolinni
Feb. 14th, 2017 12:19 pm (UTC)
Я эту позицию уже где-то встречал.У меня другой взгляд.
drbarbos
Feb. 14th, 2017 07:12 pm (UTC)
В чём же жестокость? "Он заслужил покой", если Левий тот самый, которого описал Мастер, и он не переврал слова своего учителя по привычке.

Тот самый Мастер, который писал о покое как о чём-то недостижимом для прокуратора Иудеи: "О, боги! И ночью, и при луне нет мне покоя..." Тот самый, который мог бы отречься от своего такого "творчества", благо поводов ему коллеги-литераторы давали предостаточно. Он даже не зарыл свои сколько-то там талантов, он их употребил, что называется, не по назначению.
jishnuji
Feb. 15th, 2017 02:41 am (UTC)
"...никаких таких супергрехов Мастер не совершает".
Совершает грех прелюбодеяния и подталкивает к нему Маргариту: оба они на момент связи состояли в браке. Булгаков, однако, смягчает лукаво этот момент, называя Маргариту "тайной женой" Мастера, но по сути она - любовница. И что важно, насколько я помню, Мастер в этом греха то не видит, а соответственно и не раскаивается.
knv_37
Feb. 26th, 2017 12:49 pm (UTC)
Совершенно верно! Оба нарушили одну из главных заповедей и не раскаялись!
psv1981
Feb. 15th, 2017 07:36 am (UTC)
вспомнились строки:
"Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег."
Валентин Казерский
Feb. 16th, 2017 11:38 am (UTC)
Да, такой покой ужасен, потому что без ТВОРЦА, а значит без
творчества. Тут и думать долго не надо. Где нет Творца, там нет и
творчества.
А вот покой, о котором говорит Христос – придите ко Мне... и Я успокою
вас, это УТЕШЕНИЕ, потому и Дух Святой называется УТЕШИТЕЛЕМ.
А лучшее утешение – в Творчестве, во ТВОРЦЕ!
И кто сказал, что покой – это всегда бездействие? Это разные
состояния. И в жизни нашей так бывает – радость – это покой, отсутствие
горя. Творческая радость – длится недолго, но она есть, мы можем
почувствовать, что такое радость творчества.
Не ловитесь на ложные построения. ДУМАЙТЕ над СЛОВОМ. Человек
сотворён СЛОВЕСНЫМ для радости творчества.

Edited at 2017-02-16 12:27 pm (UTC)
uehlsh
Feb. 19th, 2017 08:08 am (UTC)
Написал развернутый ответ на ваш вопрос: http://uehlsh.livejournal.com/518978.html
( 15 comments — Leave a comment )
Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: antiseptic.livejournal.com/876120.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.