Антисептик (antiseptic) wrote,
Антисептик
antiseptic

Продолжение об инстинктах при коммунизме.

Оригинал взят у smirnoff_v 
Поговорим о другом «инстинкте», а именно об «инстинкте» господства. Вообще это сложный разговор, потому как «господство» - весьма многозначное понятие. Я буду говорить о господстве, как о преодолении отчуждения, как о постижении и присвоении. Но формы и способы этого преодоления могут быть различны. Это и познание и понимание, о чем я пишу тут, но это и другое, то о чем пишет мой оппонент: "Им хочется иметь господство над ближним -- не для того, чтобы он был рабом в буквальном смысле, то есть не для того, чтобы он производил и прислуживал вам -- это и роботы могут делать; им хочется иметь вас, чтобы помыкать вами, унижать вас, ставить на вас эксперименты и требовать от вас выражения почтения. Им хочется иметь в собственности не только вещи, но и ЛЮДЕЙ!.

Вот этот-то инстинкт -- неограниченного господства, -- инстинкт абсолютно иррациональный и, очевидно, животного происхождения, -- вот уже несколько тысячелетий является главной движущей силой человеческой истории. Коммунистические производительные силы ликвидируют этот инстинкт? Ну, это вряд ли
".
Удивительно, что мой оппонент, уже практически получивший ответ самостоятельно, продолжает рассуждать об инстинктах.
Он сам признает, что описанное отношение к людям есть отношение к людям как ВЕЩАМ, и уже поэтому не может быть «очевидно, животного происхождения». Животные не делают вещей, не имеют отношений социального типа, тех отношений, которым только и можно приписывать вещный характер.
Впрочем, что бы разобраться в вопросе, нужно начинать с проблемы отчуждения. Я не буду углубляться в историю проблематики, хотя замечу, что проблема отчуждения была поставлена задолго до Маркса. По мнению Фромма, корни ее идут от библейского "Не сотвори себе кумира". Суть в том, что сотворяя себе кумира человек фетишизирует, начинает поклоняться продукту собственного труда, и шире – деятельности. «Забывает», что это лишь продукты его деятельности, что он на самом деле субъект, а продукт деятельности – объект, и сам становится объектом для этих выдуманных кумиров.

Все эти кумиры и есть, отчужденные вещи, господствующие над человеком. Это не только деревянные истуканы, но и социальные объекты, например, всевозможные социальные институты, такие как капитал, о котором я говорил тут. Это и человеческие отношения. Так человека отчуждается от общества и от самого себя, о  своей сущности. «Чем больше человек возносит своего кумира, приписывая ему свою собственную силу и мощь, тем слабее он становится, тем сильнее его зависимость от идолов», пишет Фромм.

Человек постоянно пытается преодолеть отчуждение, но делает это в уродливых, нелепых формах. Ровно как те древние римляне, которые захватывали чужих идолов и привозили в Рим. Человек в своем стремлении преодолеть отчуждение начинает безудержно покупать или захватывать вещи, но вместо преодоления отчуждения он еще более его обостряет, усиливая свое отчуждение от общества и от самого себя.

Человек желает преодолеть отчуждение от общества, от социальных институтов, как организованных форм человеческих взаимоотношений, но делает это опять же подкупом и насилием, т.е. пытается присвоить эти институты и эти отношения. Это и есть то, что мы называем захватом власти, или  политикой.

Человек желает преодолеть отчуждение от других людей как личностей, но опять же делает это уродливым способом, который и диктует ему само отчуждение. Представляя, например, любовь, как некий самостоятельный объект, а не продукт своей (и ее) перманентной практической деятельности (практика в марксизме – очень широкое понятие, это не только табуретки делать), он пытается эту любовь купить или захватить, т.е. относится к любви как к отчужденной вещи. Так он покупает себе проститутку, или захватывает наложницу. Сами понимаете, что никакого отчуждения он не преодолевает, а лишь усиливает, получая лишь эрзац человеческих отношений.
 
Таким образом, насилием или деньгами человек пытается присвоить себе дружбу, уважение, почтение. Он не понимает, что для того, что бы добиться дружбы, нужно просто самому быть другом, что бы добиться уважения, нужно, нужно делать нечто, достойное уважения и т.д. Но не понимает он не по глупости, а вследствие того специфического характера отношений между людьми, который сложился в эпоху экономической формации. Вещный характер между людьми, не дает ему возможности открыться и преодолеть отчуждение от других людей. Он опасается, что он то раскроется, станет искренне любить или дружить, а его контрагент лишь воспользуется этим, воспринимая его не как человека, а как сумму вещей, которые можно присвоит. Т.е., проще говоря, он опасается попасть в лохи. Так он отчуждается уже от собственного «Я». Начальник в этом смысле боится дружить с подчиненным, богатый с бедным… или другим богатым.
 
Не удивительно, что искреннюю дружбу или любовь чаще можно встретить среди людей бедных и простых… или среди детей (не удивительно, что дружба с детских лет столь крепка, и зачастую плюет на классовые и социальные различия). Так же понятен древний сюжет о том, как принц, переодевшись бедным человеком, находит среди простых людей свою суженую.
 
Вот в этом и состоит «инстинкт господства» в том смысле, о котором рассуждал мой оппонент. Таким образом, суть в том, что коммунисты опять же не намерены как-то искажать человеческую природу, как то ее переделывать. Наоборот, речь идет о том, что бы ее освободить. В этом смысле коммунизм не в далеком будущем, он всегда рядом с нами, потому, что в самые тяжелые времена есть место и настоящей любви, и настоящей дружбе. И борьба за коммунизм, это лишь борьба против уродств и наслоений, мешающих человеку естественно раскрывать и проявлять свою сущность.
P.S. Кстати, вышесказанное относиться и к понятию свободной любви. Свободная любовь, это не общность жен, и не оргии с кокаином. Свободная любовь, это, например, у Ромео и Джульетты, а сама история есть история столкновения человечности в одном из своих проявлений, с превращенными формами, пожирающими и искажающими эту человечность.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments