?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Зона отчуждения

Зона отчуждения

Суть сегодняшнего мироустройства можно понять, приложив к картинке происходящего вокруг теорию отчуждения К.Маркса.
Многое в мире изменилось с той эпохи, когда Маркс описывал виды отчуждения, но актуальность теории не уменьшилась.

С помощью этого инструмента можно, как с помощью увеличительного стекла, рассматривать и локальные явления, и наблюдать, как в телескоп, за общими изменениями планетарного масштаба. Когда я понял, как обращаться с этим инструментом — головоломка происходящего сегодня с обществом ужаса наконец «сложилась».

Что же это за инструмент, и как им пользоваться?
По Марксу, существует 4 основных типа отчуждения.

1. От результатов своего труда (работник трудится «на дядю», изымающего готовый продукт);
2. От процесса труда (работнику, в общем, «по барабану», насколько качественно он трудится, ведь конечный результат труда отчужден);
3. От собственно человеческой (творческой) сущности (ведь истинно творческая натура не может быть отчуждена от результата творчества, созидания. Халтурщик — может быть отчужден, а творец — нет, как говорят: «Он душу вкладывает»);
4. От социальной природы человека (тип отношений «человек человеку волк», предельная индивидуализация, атомизация).

Эти типы отчуждения объясняют практически все происходящие сегодня в обществе разрушительные явления.
По большому счету, эти четыре типа можно уложить в два.

1. Отчуждение от результатов своего труда;
2. Отчуждение от человеческой (творческой) сущности.


Первому типу отчуждения играет на руку т.н. «узкая специализация».
Что такое узкая специализация? Почему она помогает закабалить работника?

«Узко специализированный» рабочий, как автомат, выполняет микроскопический фрагмент общей работы, не понимая, что и зачем он делает. (По Богданову, как пример, рабочий, затачивающий кончик иглы, или дырявящий ушко ее)
Разделив таким образом рабочих между собой и отделив их от понимания меры их работы в общем результате, отнимая у них конечный ЦЕЛЫЙ продукт, капиталист ОТЧУЖДАЕТ этот продукт от рабочего.

А рабочий, соответственно, вкладываясь полностью в микро-операцию, не получает осознания участия в результате. Не видит его, не ощущает.
Таким образом (при условии того, что средства производства в руках капитала) — появляется первое отчуждение.
Это отчуждение человека от результатов своего труда.

Из этого отчуждения, идущего рука об руку с узкой специализацией, рождается отчуждение человека от собственно человеческой, творческой природы.
Когда ты пашешь, как конь, на заводе, или ожесточенно перекладываешь ненужные бумажки в офисе — у тебя не остается времени на творчество.
Закабаление хитро рассчитанными зарплатами (чтобы хватало от и до на месяц), кредитами, ипотеками и пр. — не дают соскочить с белкиного колеса.

Для тех, кто все же пытается соскочить — есть куча суррогатов: секты, алкоголь, наркотики, порнография итд.
Путь к выходу в творчество старательно обрезается.

И тут нет никакой конспирологии, Жан Бодрийяр все эти вещи хорошо описал в своей работе «Общество потребления».

Суррогаты, которые обожает общество потребления — коммерчески эффективны. Казино и наркоторговлю никак не сравнить с подлинным творчеством, ведущим к аристократическому аскетизму, ведь человек тогда из фроммовской категории «иметь» переходит в категорию «быть», и отбрасывает бесконечные ненужные вещи. Перестает каждый год менять телефоны и машины, грубо говоря. А это для консьюма — ай-я-яй.

Это и есть второе отчуждение — отчуждение от творческой природы человека, которая несовместима с потреблятством.

Такой пример.

Рабочий на заводе или шахтер в шахте работают на владельца предприятий, который строит самую большую яхту в мире.
Они, рабочий и шахтер, отчужден от результата своего труда.
Ведь результат этого труда — гедонистические «заскоки» хозяина, на которого они трудятся.
Могут ли в таких условиях появиться новые Стахановы? Кажется, ответ ясен. Мотивации нет, т.к. есть отчуждение.

Капиталистическая Япония решала этот вопрос отчуждения через воспитание «семейственности» в коллективе, через воспитание предельной уважительности работника к руководству компании — и наоборот.
Работник в такой системе не оторван, не отчужден от общего результата деятельности компании — отсюда и пресловутое высокое качество японских товаров.

Сегодняшние пыльные, скучные люди ходят на работу только ради того, чтобы летом иметь возможность полежать 2 недели на заграничном пляже. И ведь так отдохнуть может лишь подавляющее меньшинство, большинство о заграницах и не мечтает, делая ненавистную работу ради банального выживания, ради куска хлеба.

Ненавидя свою работу эти люди еще и не могут уважать свое начальство, которое практически хамски жрет в три горла на глазах нищих людей.
Ректор института получает полмиллиона в месяц, а профессора - в 20 раз меньше. Про олигархат и говорить нечего. Сравнивать Сечина или Вексельберга с работягой — ну только если ради смеха. Горького, разумеется.

Из ненависти к работе появляется и пресловутый «пятничный» алкоголизм («каждую пятницу я «в говно»), и ненависть к понедельникам, и постоянные, бесконечные разговоры на работе об отпуске и покупках. Об этом разговаривают и в мелких офисах, и в министерствах. Это — яркие моменты, это — смысл жизни. А работа — каторга.

atkritka_1362396213_405

Послушайте, ведь это страшное явление, если вдуматься. Трудоспособное население в огромной своей части отчуждено от труда. Люди ненавидят свою работу.
Минтруд провел исследования, и выяснил: Для 85% россиян работа приносит стресс и болезни.
Так ведь иначе и быть не может в условиях отчуждения от результатов собственного труда!

Сравните это унылое убожество сегодняшних клерков, и Корчагина, из романа стровского «Как закалялась сталь». Или сравните с вдохновенным трудом С.Королева.
Вот интересно, мог бы Королев сказать, что он ненавидит понедельники, так как «нужно идти на работу»?

03

Еще наглядный пример с эренбурговским практически документальным романом «День второй». В романе «День второй» Илья Эренбург живо показал, как работает неотчужденный от результата своего труда человек. Таким человеком был не только один из главных героев — Шор, такими были миллионы.

«...С докладом выступил Шухаев. Он сказал: „Мы должны помнить слова Ленина: Ленин говорил, что железо — главный фундамент нашей цивилизации. Необходимо обеспечить Кузнецкий гигант нашей сибирской рудой!“

После Шухаева на трибуну поднялся Самушкин. Он не умел произносить речей, он путался, заикался и вытирал рукавом потный лоб, но говорил он с чувством, и строители его слушали: „Я, как красный партизан, когда-то ходил с ребятами по этой самой тайге. Здесь мы прятались от белых. Здесь вот погиб товарищ Сергеенко. Это был железный боец. Он ходил с раной, а потом его схватила лихорадка. Он пролежал весь день, а вечером подозвал меня, отдал мне свой маузер и сказал: „Прощай, Самушкин“. Мы его здесь и похоронили. Тогда здесь живой души не было. А теперь, товарищи, мы здесь празднуем наше Первое мая. Я, как старый партизан, скажу вам, что смертельный бой еще продолжается, потому что надо построить социализм. Вы все помните, как мы боролись с этой проклятой Кондомой, чтобы отстоять дамбу. Товарищ Шухаев правильно сказал, что по Ленину выходит: это и есть главный фундамент. Это святые слова. Поглядите на Кольку Ржанова или на других ребят. Я с ними сражался в Кузнецке, когда был прорыв на кауперах. Я с ними боролся за эту дамбу. Я вам скажу, что это и есть наш главный фундамент. С такими людьми мы добудем и железо, потому что они крепче железа. Я, как старый партизан, скажу, что я могу теперь спокойно умереть, потому что есть у нас, товарищи, настоящие люди“.»

«...Люди, которые строили Кузнецкий завод, не были слепыми: они видали темноту, равнодушие и косность. Но они знали, что стране нужна сталь. Они знали, что здесь будут построены четыре коксовых батареи, четыре доменных печи и пятнадцать печей мартена. Они знали, что Кузнецкий завод будет выпускать ежегодно миллион четыреста тысяч тонн стали.

Шор следил за пуском деревянной галереи на Томи. Работали всю зиму. Ковш замерзал. Тогда люди обмазывали паклю мазутом и зажигали паклю, чтобы отогреть ковш. Галерею на ночь подымали.

Шор жил в Верхней колонии, далеко от реки. Как-то он проснулся под утро. Он проснулся от непонятного рева: была пурга и барак перепуганно скрипел. Шор в ужасе подумал: что же будет с галереей? Он поглядел на часы: без четверти пять. Значит, на реке — никого. Вокруг электрического фонаря в бешенстве носились белые стаи. Шор быстро оделся. В темноте он побежал к Томи. Метель сбивала его с ног. Спускаясь вниз, он упал, и сугроб на минуту проглотил его. Но он тотчас же выбрался из-под снега. Он растерянно шарил руками вокруг — он искал шапку. Но, боясь потерять время, он побежал к реке без шапки. У него была одна мысль: вдруг галерея опустилась?.. Он не чувствовал, как мороз жжет его уши. Он бежал. Он добежал до реки. Здесь для метели был простор, и метель здесь была страшна. Но галерея стояла на месте. Шор улыбнулся. Он побрел в ближний барак. Горело лицо и мысли путались. Кто-то тер ему уши снегом. Он чувствовал необычайную слабость. Он едва проговорил: «Скажите, чтобы прислали лошадь».

Приехав домой, он лег. Он не мог дышать. Сердце замирало. Левое плечо томительно ныло. Шор знал, что он болен. В Москве доктор Шведов строго сказал Шору: «Сердце никуда не годится. Так, голубчик, вы долго не протянете. Поезжайте сейчас же в Кисловодск!» Шор поехал не в Кисловодск, но в Кузнецк. Как он мог думать о каких-то сердечных клапанах? Его голова была полна мысли о чугуне.

Он расстегнул ворот рубашки и подумал: сегодня проваляюсь! Но в девять затрещал телефон. Шор привскочил: неужто с галереей?.. Звонил Гордин: с клепкой неладно — все время останавливается компрессор. Шор ответил: «Сейчас приеду». Он робко пощупал свою грудь. Он как бы просил беспокойное сердце повременить с развязкой. На ходу он хлебнул какое-то горькое лекарство.

Полчаса спустя он шутил с клепальщиками: «Мороз-то настоящий ударник!» Он вспомнил, как он бежал к реке, и вдруг закричал: «Что за безобразие! Сейчас же ступайте отогреться! Так можно и замерзнуть, черт бы вас всех побрал!» Он всегда чертыхался, когда хотел сказать людям что-нибудь ласковое.
».

Люди, описанные в романе - ПОНИМАЮТ, что они делают и зачем они это делают. Они хозяева результата своего труда. Они хозяева процесса труда. Они неотчуждены от творческого труда. И они социализированы, трудятся вместе, помогают друг другу, готовы пожертвовать собой ради товарища.
То есть — эти люди преодолели все 4 типа отчуждения.
Результат — построенный социализм, победа в Великой Отечественной, атомная промышленность, космос.

Сравните этих людей с сегодняшними унылыми батраками. Неважно, это белые или синие воротнички. Все они — батраки.
Понятно, почему страна рванулась вверх именно при коммунистах? Потому что каждый тогда понимал, за что он сражается. И к работе относился, как к бою, как к борьбе за новую жизнь.

Батрак и Шор — это противоположности, как раб и свободный человек. Бессовестно лгут те, кто называет советских людей «рабами». Это сегодняшние люди, к сожалению, рабы. А советский проект освобождал человека, делал это грубо, в чем-то криво и косо, так, как делалось первое, несовершенное и неудобное огнестрельное оружие в пору великолепных лучников, или как создавались первые, несовершенные ракеты в пору расцвета автомобильного транспорта.

Что же мы видим сегодня?
Мы видим сегодня не только людей, отчужденных от результатов своего труда. Не только людей, отчужденных от возможности творческой работы (ведь такая работа по-настоящему возможна только если ты ассоциируешь себя с конечным результатом своего труда).
Мы сегодня отчуждены от главного — от самой человеческой сущности, от творчества в широком смысле, от развивающей каждого социализации, которая невозможна в обществе, где конкуренция каждого с каждым возведена практически в ранг божества.

И, что хуже всего, мы отчуждены от самого понимания, ЧТО у нас отнято.

Учительница истории в школе у моего ребенка не позволяет «успешных бизнесменов» называть буржуями, нужно говорить — «буржуа».
Учительница, которую эти самые «успешные» после развала социалистической государственности загнали «под лавку» настолько стремительно, что она и забыла думать о том, что у нее отняли.

По определению С.Кургиняна, «коммунизм есть раскрепощенеие и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке.»
Это действительно верное определение, теперь я понял это совсем четко.

Что сделали коммунисты в начале ХХ века? Раскрепостили человека. В прямом смысле слова.
Сокращение рабочего дня, свободное время для учебы и творчества, отпуска и так далее. Дали человеку свободное время и сказали — твори.
Посыл был сильный, и на нем так рвануло вверх государство, на нем выиграли войну и вышли в космос.

Но потом «включили заднюю», и вместо исканий творческих включили режим исканий способов увеличения «хрючева в корыте».
Через это все и грохнулось.

А теперь власть, видя, несколько народ оторван от государства (наглядный пример — явка на последние выборы), пытается «склеить» народ и государство с помощью «клея» — патриотизма, активно насаждаемого сверху.
Но такой способ вряд ли реально поменяет ситуацию, ведь разбитую чашку можно, конечно, склеить, но от этого она не станет целой.
Для создания целой чашки стеклянные осколки нужно расплавить, и отлить ее заново.
И сделать это можно, только преодолев основные виды отчуждения.

Да, видимо, это можно попробовать сделать в России и без поворота на коммунистический путь (я лично в этом сомневаюсь, но допускаю гипотетически). Но тогда нужно идти по японской модели (кстати, во многом скопированной с советской). Но, при выборе такого пути порнографический, по сути, гедонизм нашей «элиты» должен быть пресечен на корню. Этот курс, корпоративистский, тоже тупиковый, но он, по крайней мере, не такой убийственный, как сегодняшний.
Отчуждение на этом пути полностью преодолеть невозможно, и это рано или поздно аукнется (противоречия между трудом и капиталом не снимаются, а лишь заглушаются) — но это и не бесструктурное сегодняшнее гниение.

Все же главным, магистральным путем для человечества все равно остается путь коммунистический, как самый оптимальный и с экономической точки зрения, и с сущностно-человеческой.
Именно этот путь — путь преодоления отчуждения во всех его ипостасях.

1. Воссоединение человека с результатом своего труда (через отмену частной собственности на средства производства etc);
2. Воссоединение человека с пониманием своего участия в общем трудовом процессе;
3. Воссоединение человека со своей творческой природой (через созидательный, осмысленный труд, направленный на получение результата ДЛЯ ВСЕХ и ДЛЯ СЕБЯ);
4. Создание настоящего Человечества: из атомизированых раздробленных частиц создание Целого. Отмена конкуренции каждого с каждым, замена ее совместную на борьбу с голодом, болезнями и другими бичами человеческого общества.

Напоследок - хорошее стихотворение.

Квадраты

И всё же порядок вещей нелеп.
Люди, плавящие металл,
ткущие ткани, пекущие хлеб, —
кто-то бессовестно вас обокрал.

Не только ваш труд, любовь, досуг —
украли пытливость открытых глаз;
набором истин кормя из рук,
уменье мыслить украли у вас.

На каждый вопрос вручили ответ.
Всё видя, не видите вы ни зги.
Стали матрицами газет
ваши безропотные мозги.

Вручили ответ на каждый вопрос...
Одетых и серенько и пестро,
утром и вечером, как пылесос,
вас засасывает метро.

Вот вы идёте густой икрой,
все, как один, на один покрой,
люди, умеющие обувать,
люди, умеющие добывать.

А вот идут за рядом ряд —
ать — ать — ать — ать, —
пока ещё только на парад,
люди, умеющие убивать...

Но вот однажды, средь мелких дел,
тебе дающих подножный корм,
решил ты вырваться за предел
осточертевших квадратных форм.

Ты взбунтовался. Кричишь: — Крадут!.. —
Ты не желаешь себя отдать.
И тут сначала к тебе придут
люди, умеющие убеждать.

Будут значительны их слова,
будут возвышены и добры.
Они докажут, как дважды два,
что нельзя выходить из этой игры.

И ты раскаешься, бедный брат.
Заблудший брат, ты будешь прощён.
Под песнопения в свой квадрат
ты будешь бережно возвращён.

А если упорствовать станешь ты:
— Не дамся!.. Прежнему не бывать!..
Неслышно явятся из темноты
люди, умеющие убивать.

Ты будешь, как хину, глотать тоску,
и на квадраты, словно во сне,
будет расчерчен синий лоскут
чёрной решёткой в твоём окне.


В. Лифшиц

Comments

( 186 comments — Leave a comment )
grandit
Oct. 14th, 2016 01:40 am (UTC)
>Капиталистическая Япония решала этот вопрос отчуждения через воспитание «семейственности» в коллективе
На мой взгляд у Вас излишне идеализированное представление о Японии. :) Решали, но не решили.

>через воспитание предельной уважительности работника к руководству компании — и наоборот.
Это культурно-национальные черты, присущие также отчасти корейцам."Предельная уважительность к руководству" очень сильно мешает и тем и другим.

>Работник в такой системе не оторван, не отчужден от общего результата деятельности компании
Повторюсь. На мой взгляд у Вас излишне идеализированное представление о Японии.

> отсюда и пресловутое высокое качество японских товаров
Качество массового производства имеет к неотчужденности и раскрытию творческого потенциала очень отдалённое отношение. :)

>Но тогда нужно идти по японской модели
Не надо. мы пойдём своим путём.

В остальном всецело поддерживаю! :)
antiseptic
Oct. 14th, 2016 01:52 am (UTC)
По Японии есть масса оговорок, и я указал, что путь этот тупиковый. Конечно, это так.
Но они пытались и кое-чего достигли, что тоже правда. Это все и из культурной традиции шло японской, понятное дело.
(no subject) - aleksei_61_rus - Oct. 14th, 2016 07:53 am (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 14th, 2016 02:36 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
livejournal
Oct. 14th, 2016 04:36 am (UTC)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
livejournal
Oct. 14th, 2016 04:37 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
rbs_vader
Oct. 14th, 2016 05:02 am (UTC)
Всё так. Исхода не видно только.
Нет, понятно, что коммунизм. Только жить в эту пору прекрасную...
antiseptic
Oct. 14th, 2016 10:20 am (UTC)
"Только жить в эту пору прекрасную..."
- Это не страшно. Страшно умереть, понимая, что жил, ни на йоту не приближая коммунизм.
(no subject) - rbs_vader - Oct. 14th, 2016 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 14th, 2016 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rbs_vader - Oct. 14th, 2016 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 14th, 2016 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rbs_vader - Oct. 14th, 2016 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 14th, 2016 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rbs_vader - Oct. 14th, 2016 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 14th, 2016 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rbs_vader - Oct. 14th, 2016 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 14th, 2016 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rbs_vader - Oct. 14th, 2016 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 14th, 2016 09:21 pm (UTC) - Expand
fielder2000
Oct. 14th, 2016 06:57 am (UTC)
Ну дак за чем дело встало? Давайте снова утопим всех капиталистов в черном море. Нет же, вы сидите и пишете камменты в тырнетах.
antiseptic
Oct. 14th, 2016 10:09 am (UTC)
Экий вы кровожадный.
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 14th, 2016 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aleksei_61_rus - Oct. 14th, 2016 07:57 am (UTC) - Expand
antiseptic
Oct. 14th, 2016 10:11 am (UTC)
Таких, как вы, неотчужденных, крайне мало.
Кроме того, от вас отчуждена социальная сущность человека. Именно в силу того, что вы сами сказали. Нельзя быть ангелком в стае волков.
(no subject) - aleksei_61_rus - Oct. 14th, 2016 01:14 pm (UTC) - Expand
kyrych
Oct. 14th, 2016 07:58 am (UTC)
У вас получилась прекрасная статья верно отражающая действительность.

Но: "Да, видимо, это можно попробовать сделать в России и без поворота на коммунистический путь (я лично в этом сомневаюсь, но допускаю гипотетически)." - зачем? Судя потому, что вы прекрасно поняли суть отчуждения, вы так же понимаете, что оно является следствием капиталистического способа организации общества (шире, следствием института частной собственности на средства производства, но в данном контексте это не принципиально). Так зачем же вы идёте на уступки и оставляете в своих рассуждениях лазейку для оппортунистов, которые с радостью будут предлагать разные гипотетические способы снятия отчуждения без снятия капитализма. Гипотезы и сомнения уместны в тех случаях, когда нашего знания недостаточно, но в случае когда решение нам известно они являются только питательной средой оппортунизма и лженауки (в случае естественных наук).

antiseptic
Oct. 14th, 2016 10:14 am (UTC)
"Но: "Да, видимо, это можно попробовать сделать в России и без поворота на коммунистический путь (я лично в этом сомневаюсь, но допускаю гипотетически)." - зачем? "
Дальше я говорю, что этот путь тупиковый. Он не снимет противоречия. И все равно приведет к кризису. Однако сейчас страну жрет бесструктурность, гнилое болото потреблятства. Мне не нравится путь солидаризма, понятно почему.

Но становясь на позиции наших "элит" и понимая, что для них коммунизм - табу, я вижу лишь эту возможность. Повторюсь, ПРИ ЭТОЙ ЭЛИТЕ.
(no subject) - kyrych - Oct. 14th, 2016 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - antiseptic - Oct. 14th, 2016 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 15th, 2016 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - kyrych - Oct. 17th, 2016 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - science_power - Oct. 15th, 2016 02:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 15th, 2016 11:03 am (UTC) - Expand
andy_68
Oct. 14th, 2016 08:00 am (UTC)
«Узко специализированный» рабочий, как автомат, выполняет микроскопический фрагмент общей работы, не понимая, что и зачем он делает. (По Богданову, как пример, рабочий, затачивающий кончик иглы, или дырявящий ушко ее)
Разделив таким образом рабочих между собой и отделив их от понимания меры их работы в общем результате, отнимая у них конечный ЦЕЛЫЙ продукт, капиталист ОТЧУЖДАЕТ этот продукт от рабочего.

Ну хорошо, пусть при социализме/коммунизме вместо "капиталист" будет "общество". Проблема-то (имхо) не в том, в пользу кого работает конвеер -- а в том, что он работает вообще. А конвеер -- высшая (пока) форма разделения труда. А на разделении труда и построено все наше общество... И это производство, базис. А все "*-измы" -- это надстройка, этот базис не затрагивающая. Собственно, это Маркс как раз и заметил...
Во времена оны довелось поработать на серийном производстве (не на конвеере, а в металлообработке, токарем -- но все же). В том-то и проблема, что работаешь как автомат. Операции выучены в первую неделю, интересного нет ничего. Мысль о том, что точишь шайбу, которая (вроде бы, точно же никто не сказал) будет стоять где-то там во втулке несущего винта (теперь понимаю, что вранье -- кто б на такой участок школьника-на-практике пустил, то тогда-то мы так считали) греет первые полчаса -- а потом мыслей не остается. Биологическйи эмулятор блока ЧПУ...
Как вы собираетесь такой характер работы сочетать с "неотчуждением от творческой природы человека", я не понимаю. Объясните?
antiseptic
Oct. 14th, 2016 10:19 am (UTC)
"Проблема-то (имхо) не в том, в пользу кого работает конвеер -- а в том, что он работает вообще."
- Нет. Проблема в том, что человек при нынешнем развитии науки, в том числе науки познания, не способен постичь всю сумму знаний, накопленных человечеством.

"Как вы собираетесь такой характер работы сочетать с "неотчуждением от творческой природы человека", я не понимаю. Объясните?"

Это очень долго, если прямо по полочкам.
Основная мысль - создание универсального метода познания, целостной науки, о которой мечтал Богданов, которая поможет вырвать человека из темноты невежества.
Если интересно подробнее, очень прошу, посмотрите:


(no subject) - andy_68 - Oct. 14th, 2016 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - antiseptic - Oct. 14th, 2016 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 14th, 2016 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 14th, 2016 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 15th, 2016 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 15th, 2016 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 15th, 2016 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 15th, 2016 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 15th, 2016 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 15th, 2016 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 15th, 2016 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 15th, 2016 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 15th, 2016 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 15th, 2016 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 15th, 2016 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey - Oct. 15th, 2016 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 15th, 2016 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey - Oct. 15th, 2016 11:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 15th, 2016 11:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey - Oct. 16th, 2016 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey - Oct. 16th, 2016 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey - Oct. 16th, 2016 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey - Oct. 16th, 2016 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 12:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey - Oct. 16th, 2016 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey - Oct. 16th, 2016 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey - Oct. 16th, 2016 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey - Oct. 16th, 2016 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 07:57 pm (UTC) - Expand
kot_1983
Oct. 14th, 2016 11:10 am (UTC)
Капитал дал нужному человеку утешение в достатке. Остальные ему не нужны. Те, кто имеет всё, что позволяет им существовать относительно комфортно, не будут прилагать усилия, чтобы изменить существующий порядок. Можно даже сказать, что капитал способен производить нужных людей. Инженера, врача, учителя, повара и т.д. они не будут сильно бунтовать, если капитал будет удовлетворять их потребности в примитивных желаниях. Остальных уничтожат, как свиней на бойне.
Если учитель не получает достаточно денег, то этот человек не нужен. В пределе он будет изжит со света. Такова участь людей при нынешнем мироустройстве. Кто с может это все изменить, если мир продолжит погружаться всё глубже в болото отчуждения?
november_30
Oct. 14th, 2016 11:30 am (UTC)
Все-таки я считаю, что не стоит материться в таких серьезных статьях.
maddarkman
Oct. 14th, 2016 01:08 pm (UTC)
"Благие намерения" всегда ведут в ад.
"Суть сегодняшнего мироустройства можно понять, приложив к картинке происходящего вокруг теорию отчуждения К.Маркса."

Не точно цитируете. Руслан Исфандияров, на которого Вы ссылаетесь, говорит осторожнее: "Отчуждение по Марксу". Не теория, а только одна из известных и возможных интерпретаций этой категории.
В полном смысле слова теории отчуждения нет до сих пор ни у кого. Ближе всех к этой задаче был методологически духовный отец Маркса Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Но и у него отчуждение - сторона и методология объективно-гносеологического процесса экстериорной объективации в самопознании духа.

Маркс как и большинство его предшественников, начиная с просветителей, включая и его современных последователей - поныне рассматривают эту категорию исключительно социологически, а не онтологически.
Только придание отчуждению статуса центральной онтологически объективной категории и методологического принципа может знаменовать тем самым её превращение в теорию. Также как категория отражения (уже после Маркса) в марксизме стала основанием диалектико материалистической теории познания.

Преувеличения противопоказаны материализму вообще и марксистскому тем более. Они - неизбежный путь в идеализм. Вплоть до вульгарной, как её называл Ильич - "поповщины".

"Благие" намерения всегда ведут в ад. В конкретно данном случае, в ад идейного отчуждения ОТ "марксизма".

Edited at 2016-10-14 01:43 pm (UTC)
Иван Сергеев
Oct. 14th, 2016 02:54 pm (UTC)
Вы верно описали отношение наших современников к труду, как к каторге, но в теории... не совсем понимаете. У вас получается, что труд и творчество - разные вещи. Особенно, когда пишите, что после работы у людей должно оставаться время на творчество... Т.е. получается тогда, что и в советском обществе труд был чем то обременительным, нелюбым, если смотреть с этой точки зрения. Поэтому не удивительно... что отношение к труду, как к чему-то необходимому, нужному атрофировалось уже в позднем СССР. Произошло отделение труда от творчества. А ведь в преведённом вами отрывке из художественного произведения нет этого разделения у данного персонажа. Для него работа и творчество - одно. Что касается отчуждения от результатов труда, вопрос - каких результатов ? В начале советской эпохи люди верили в то, что они строят светлое будущее, которое для них и было желанным результатом. С этой точки зрения все они делали одно дело - на этот результат. А вот когда отказались от этой цели, и тут вы правы, всё пошло поехало в разнос.
science_power
Oct. 15th, 2016 02:41 am (UTC)
Потому что стало понятно что работай - не работай, а квартира ближе не станет, в Болгарию поедет комсорг а не ты и будешь копать огородик на 6 сотках и варить бульон из костей а партийное руководство проезжать в спецраспределитель за финской колбасой. И пьяный токарь Вася будет получать вдвое больше тебя, творческого.
livej78
Oct. 14th, 2016 04:12 pm (UTC)
+1005500
sky_7878
Oct. 14th, 2016 09:27 pm (UTC)
Очень хорошо написано, спасибо.
science_power
Oct. 15th, 2016 02:34 am (UTC)
В СССР я ни хрена не хотел делать, хотя вроде как на бумаге не отчуждали. Теперь в логове врага отчуждают почем зря, а на работе интересно и люди - о ужас - хотят непонятно почему сделать работу лучше.

Наверное потому что приятно видеть результат труда и зависящую от него хорошою сумму прописью. А не достойную строителя коммунизма двушку с шестиметровой кухней, шесть соток и машину лет через 15.

Edited at 2016-10-15 02:38 am (UTC)
dz0rin
Oct. 15th, 2016 09:08 pm (UTC)
Интересно, чем занимаетесь, что Вас так вдохновляет-то, чего не было в СССР, кроме хорошей суммы прописью?
(no subject) - science_power - Oct. 16th, 2016 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 01:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - andyburg54 - Oct. 16th, 2016 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - andyburg54 - Oct. 16th, 2016 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 01:07 am (UTC) - Expand
concluder
Oct. 15th, 2016 05:18 pm (UTC)

Сильно идеализированная история коммунизма в ссср. Любой топ менеджер, подобный чичваркину чувствует себя и в капитализме Королевым.
Отчуждения было даже больше в ссср, кроме 15 начальных лет индустриализации, все хрущевско-горбачевское время это засилье бюрократии и реакционного пофигизма.

rjadovoj_rus
Oct. 17th, 2016 01:08 am (UTC)
Вам сколько лет, любезный?
(no subject) - concluder - Oct. 17th, 2016 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - concluder - Oct. 17th, 2016 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - concluder - Oct. 17th, 2016 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - concluder - Oct. 17th, 2016 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - concluder - Oct. 17th, 2016 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antiseptic - Oct. 18th, 2016 03:01 am (UTC) - Expand
andy_68
Oct. 15th, 2016 06:46 pm (UTC)
> Можно подумать, что взрослый сильно от ребёнка отличается в том смысле, что всё на свете > сравнивает с собственным представлением о должном устройстве мира.
И что? Все-таки задача-то стоит сформировать восприятие ребенка, сделать его членом общества, человеком. Или вы ставите задачу иначе? Тогда сформулируйте, плиз.
dz0rin
Oct. 15th, 2016 09:25 pm (UTC)
Если бы не прочитал все комментарии, не увидел бы Ваш ответ в новом месте.

Из ребёнка не нужно делать человека, он им рождается. Не лягушкой, не неведомой зверушкой. И членом общества становится сам, слава богу. Или Вы лично с ребёнком в детский сад и школу ходите, "делая" там из него члена группы или класса? Да и восприятие как функция возникает в 2,5-3 месяца самопроизвольно при благоприятных условиях, и дальше развивается тоже при определённых условиях, которые, естественно, лучше знать.
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 02:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 01:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 17th, 2016 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 18th, 2016 04:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 18th, 2016 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 18th, 2016 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rjadovoj_rus - Oct. 18th, 2016 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 19th, 2016 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 15th, 2016 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 05:39 pm (UTC) - Expand
drbarbos
Oct. 16th, 2016 06:26 am (UTC)
Вроде бы, в рамках капитализма есть указание не то, как сбросить оковы отчуждения - самому стать "дядей". Ответ тоже лежит в плоскости "быть".

Существенное отличие от красного "быть" - это ещё и быть готовыми применять зубы-когти к ближнему.
andyburg54
Oct. 16th, 2016 09:11 am (UTC)
Вероятно исключительно по Марксу в СССР по пятницам вечером выстраивались очереди в винные магазины, а понедельник был день тяжелый:)
rjadovoj_rus
Oct. 17th, 2016 01:13 am (UTC)
И сейчас они выстраиваются. И в других странах выстраиваются. И не только по пятницам. И что?

Edited at 2016-10-17 01:13 am (UTC)
andy_68
Oct. 16th, 2016 09:55 am (UTC)
Причем тут волчонк в человеческом обществе?
Что такое маугли (не кто такой, а именно что такое, как явление) -- вы знаете?
Как наблюдения над маугли кореллируют с вашим
>>> Из ребёнка не нужно делать человека, он им рождается. Не лягушкой, не неведомой
>>> зверушкой. И членом общества становится сам, слава богу.
???
dz0rin
Oct. 16th, 2016 01:09 pm (UTC)
Не уходите пожалуйста из ветки дискуссии, иначе трудно удерживать контекст предыдущего разговора, приходится скакать по комментариям вверх-вниз.

Маугли - человек, попавший в стаю волков в младенческом возрасте. Либо младенец, попавший в подобные же условия как бы в "человеческом" обществе. Ваш аргумент о Маугли не говорит в пользу Ваших выводов (уже и не помню, в какой именно ветке Вы их излагали, и что это были за выводы, но уж позвольте не искать во всех комментах всё это, бога ради).

Ребёнок, в прямом смысле, рождается человеком - сразу. Понимаете это? Не нужно делать из него человека, он не мышонком рождается, и не котёнком. Просто, я не люблю эти метафоры, что вот родился, а теперь мы из тебя будем делать Человека с Большой Буквы "Ч". Что это на практике означает? Что на младенца надобно смотреть как на недочеловека? Как на кого? Как на олигофрена? - Ну, тогда олигофрена получите в итоге. Ничего другого не вырастет из ребёнка, на которого родители изначально смотрят как на умственно отсталого. Это - психологическая установка, которая работает автоматически и приводит к вполне определённым последствиям. Потом люди удивляются - откуда это, с чего бы это мой ребёнок стал функциональным олигофреном? - А вот, потому. Не нужно видеть в человеке лягушонка.
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 17th, 2016 03:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 17th, 2016 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 17th, 2016 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 17th, 2016 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 18th, 2016 03:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 18th, 2016 04:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 18th, 2016 04:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 18th, 2016 05:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 18th, 2016 05:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 18th, 2016 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 18th, 2016 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 18th, 2016 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 18th, 2016 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_68 - Oct. 16th, 2016 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2016 04:56 pm (UTC) - Expand
kzs72
Oct. 16th, 2016 01:18 pm (UTC)
Хорошая статья. Тоже про это говорю.
Я бы даже перепостил, если бы не цитата Кургиняна.
alnewer
Oct. 16th, 2016 01:21 pm (UTC)
Да уж, лазеечка корпоративизма оставлена напрасно.Эрзац не заменит настоящего, он хуже даже текущего ибо вдвойне фальшив.
andy_68
Oct. 16th, 2016 05:07 pm (UTC)
> Гордыня - это грех.
Не гордитесь.

> Не нужно...
Интересно, как вы можете говорить кому-то, что нужно и чего не нужно делать, только что написав про грех гордыни?

> Жизнь сама по себе ценна.
Есть жизнь, есть разум. И то, и другое есть некая самоценность. Но разум (имхо) ценнее.

> Простите, но мне эта беседа становится в тягость.
Я вас заставляю ее поддерживать?
andy_68
Oct. 16th, 2016 05:47 pm (UTC)
> Отдельной "цели" у воспитания нет. Как и у обучения.
Ваша точка зрения понятна, но принять я ее не могу. Очевидно, что у обучения цель есть -- передача знаний и навыков. Более того, есть критерии успешности обучения -- контрольные работы, экзамены и прочее подобное.
Разумно предположить, что для воспитания цель тоже есть. Более того, в моей системе аксиом она формулируется предельно просто -- сделать из ребенка человека.

Вы утверждаете, что ребенок и человека -- одно и то же. Это попросту неверно, в языке нет слов с полностью совпадающим семантическим спектром. Попросту говоря -- полных синонимов не бывает. Слова могут быть похожими по смыслу, но у каждого будут свои оттенки -- и в некоторых ситуациях эти оттенки могут оказаться весьма критичны.

( 186 comments — Leave a comment )