?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чингисхан

Guardian удивляет новостями из «цивилизации кочевников».

С 3 по 8 сентября Киргизия проводит вторые в истории Всемирные игры кочевников, сообщает The Guardian. Цель мероприятия, пышная церемония открытия которого состоялась в субботу, — восславить наследие народов Центральной Азии, пишет корреспондент Шон Уокер.
В играх участвуют 40 стран. Некоторые из них имеют долгую традицию кочевого образа жизни, другие приехали скорее ради удовольствия...


По вниманию публики и напряженности состязаний лидирует кок-бору. «Это суровая центральноазиатская разновидность поло: две команды соперничают за тушу обезглавленного козла», — пишет автор, поясняя, что игроки дерутся кулаками и применяют плетки. Чтобы «забить гол», нужно ускакать с козлом и обмакнуть его во что-то вроде мелкого бассейна.
Матчи по кок-бору проводятся на только что построенном ипподроме на 10 тыс. мест в Чолпон-Ате, городе на берегу Иссык-Куля. Там же, на ипподроме, состоялось торжественное открытие...

«Если бы Чингисхан был жив, он оказался бы здесь», — произнес ведущий.
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил на открытии: «Цивилизация кочевников — пример экологически-устойчивого развития, именно это сегодня ищет все человечество».


Экологически устойчивое развитие у кочевников? Лол, што? Кочевой университет имени Чингисхана? Передвижная нано-лаборатория на конной тяге?
Очевидна нелепость сказанного — где кочевники и где развитие?

1. Этого не понимает (не хочет понять) целый президент немаленького государства;
2. Развитие начинается там, где появляется оседлость. В этом смысле кочевой образ жизни — это антиразвитие, это в лучшем случае стагнация, а в случае постсоветского пространства это ярко выраженный регресс. Экологически-устойчивый.

В чем экология? Козлам башку теперь гуманно отрезают ножами из высокоуглеродистой стали, стыренной на развалинах ВПК-шного советского завода?
Или в чем? В том, что все разграбили и уничтожили все «неэкологичные» предприятия под одобрительные похлопывания по плечу от западных дядей?
Где, интересно, в мире можно увидеть высокоразвитую кочевую «цивилизацию»?
И почему «именно этого ищет сейчас все человечество»?

То, что человечество сейчас ищет выход из тупика, в который оно было заведено капиталистическим путем развития — это очевидно.
Вот только такой «кочевой экологический путь» — это и есть часть тупикового проекта мутировавшего капитализма.
Согласно проекта этой «тупичковой» жизни, человечество должно поделиться на «град на холме», человечество «города», пользующееся всеми благами планеты, и «недочеловечество деревни», дерущееся между собой и плавно снижающее свою численность, в том числе и с помощью банд-орд новых кочевников.
Только вот развитием, как исторической категорией, здесь и не пахнет.

Comments

( 50 comments — Leave a comment )
judgesuhov
Sep. 6th, 2016 01:01 am (UTC)
Ну вот эти самые кочевники - отличный элемент этой будущей "мировой деревни".
Поэтому-то мировые "экологи" (работающие на соответствующие специальные службы), двигающие деиндустриализацию в странах третьего мира, и радостно гладят по головке и шепчут в ухо таким правителям:
"Ты молодец (а нам больше нефти и урана достанется)... больше экологии, больше!"

Edited at 2016-09-06 01:02 am (UTC)
iakinf_b
Sep. 6th, 2016 01:37 am (UTC)
Не "лол, што", а у данного явления очень глубокие корни. Нам ведь уже лет 150 на полном серьезе рассказывают, что кочевник Чингизхан создал целую Империю, сложно организованную структуру, которая в кратчайшие сроки подмяла под себя огромную территорию от Кореи на востоке, да папской области на западе, от стен Новгорода на северо-западе Руси до Месопотамии на юге Евразии. При этом другие историки рассказывают, что то ли в X, то ли в XI в монголы приобрели от соседей уйгуров навыки скотоводства, в частности научились разводить лошадей, а до того вообще вели первобытно-общинный образ жизнь, делились на лесные и степные племена, собирая для пропитания орехи и съедобные корешки. Слушайте, мы когда-нибудь реально начнем изучать историю народов?
antiseptic
Sep. 6th, 2016 02:11 am (UTC)
Пожалуйста, не нужно только говорить о РАЗВИТИИ, говоря о скотоводстве и игрой козлиными тушами на территории вчерашней космической державы. Лишнее это.
Что великие кочевники Чингисхана были великими воинами и не могло такое войско существовать без мощной оргструктуры - это известно.
Речь ведь идёте другом. О том, что нет архаику пытаются поднять на флаг, и выдать за предмет чаяний человечества.

Эти песни о "развитии" очень напоминают песни о таком же "развитии" в среде родноверов и прочих любителей перунов и сварогов.
iakinf_b
Sep. 6th, 2016 03:02 am (UTC)
Вот и выходит, что сложные структуры создаются играючи: погонял тушку козла - создал государство. Складывается впечатление, что интеллектуального склада ума люди не понимают, что у кочевника совсем иной тип мышления. Говорят, среди кочевых народов ходит такая старинная пословица: "Когда я вижу на горизонте чужую юрту, моим глазам больно".
А вот то, что сейчас создается - "новые кочевники", родноверы - это действительно искусственное, бесспорно создаваемое с определенными целями. Потому что современные политтехнологи обладают достаточными знаниями, накопленные за столетия развития западной цивилизации, как управлять социальной энергией. Как минимум с работ Н. Макиавелли.
(no subject) - antiseptic - Sep. 6th, 2016 03:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - bratbartolo - Sep. 6th, 2016 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - terramorpher - Sep. 6th, 2016 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - urush - Sep. 6th, 2016 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - antiseptic - Sep. 6th, 2016 11:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - urush - Sep. 6th, 2016 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - wenewkovo - Sep. 6th, 2016 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bisey - Sep. 7th, 2016 01:01 pm (UTC) - Expand
kot_1983
Sep. 6th, 2016 03:20 am (UTC)
Это нужно президенту Киргизии такой вопрос задать.
livejournal
Sep. 6th, 2016 02:32 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
vladimir5674
Sep. 6th, 2016 04:12 am (UTC)
А почему такая реакция? Это их история, их обычаи. При СССР тоже устраивали игры на Кубани на конях. Или может запретим сабантуи в России?
antiseptic
Sep. 6th, 2016 04:18 am (UTC)
Я не против традиций. Пока эти традиции не подменяют развитие. Я даже подчеркнул слова Атамбаева, на которые обратил акцентированное внимание. И потом развернул свою мысль.
Но у вас, отчего-то возник тут же просто странный, мягко скажем, и неуместный вопрос.

Вот смотрите. Вам говорят - "мы против подмены архаикой подлинного развития."
Вы начинаете истерически верещать "А, так может, запретим балалайки, Купалу и сабантуй?!".
Да где вы это увидели?
vladimir5674
Sep. 6th, 2016 04:38 am (UTC)
После слов "истерически верещать" желание что- то обсуждать с вами пропало. Всего доброго.
(no subject) - antiseptic - Sep. 6th, 2016 04:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - vladimir5674 - Sep. 6th, 2016 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - antiseptic - Sep. 6th, 2016 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - vladimir5674 - Sep. 6th, 2016 03:51 pm (UTC) - Expand
jeteraconte
Sep. 6th, 2016 06:13 am (UTC)
Суровая отповедь. А они более приспособлены к вероятному краху общества.
stanis_sowa
Sep. 6th, 2016 06:31 am (UTC)
Это лишь аллегория развлекательного шоу которое может развиваться и приносить деньги. При чем здесь реалии? Шоу-биз онли
antiseptic
Sep. 6th, 2016 06:38 am (UTC)
Шоу, в котором принимают участие первые лица государства - уже не просто "шоу".
(no subject) - stanis_sowa - Sep. 6th, 2016 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - antiseptic - Sep. 6th, 2016 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - stanis_sowa - Sep. 6th, 2016 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - antiseptic - Sep. 6th, 2016 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - luxs135 - Sep. 7th, 2016 01:38 pm (UTC) - Expand
sham1
Sep. 6th, 2016 08:43 am (UTC)
Есть ли будущее за кочевниками?
В текущей социодинамике за кочевниками будущего нет, они могут превратиться только в нечто вроде "пожирателей" (см. к/ф "Серенити").

Меня только зацепил пассаж автора насчёт "где кочевники и где развитие": тюркское племя Ашинна в своё время (в начале позапрошлого тысячелетия) получило технологическое преимущество над почти всеми окружающими за счёт освоения месторождений железа и разработки новых технологий ковки. Фактически одели в латы тюркскую конницу задолго до европейского рыцарства.

Впрочем, это, конечно же, развитие "вопреки" кочевому или полукочевому образу жизни.
antiseptic
Sep. 6th, 2016 11:14 am (UTC)
"тюркское племя Ашинна в своё время... получило технологическое преимущество над почти всеми окружающими за счёт освоения месторождений железа и разработки новых технологий ковки. Фактически одели в латы тюркскую конницу задолго до европейского рыцарства. "

- Является ли развитием усложнение орудий грабежа без изменения способа существования, основанного на ограблении оседлых соседей?
Наверное, в каком-то смысле да, но не в том, какой я вкладываю в термин "развитие".

Кроме того, вы правы, отметив, что эти элементы развития - скорее вопреки кочевому образу жизни. Была бы возможность отнять грабежом готовое "супероружие" - фиг бы они стали делать его сами.
(no subject) - terramorpher - Sep. 6th, 2016 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iakinf_b - Sep. 6th, 2016 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - terramorpher - Sep. 7th, 2016 11:36 am (UTC) - Expand
iakinf_b
Sep. 6th, 2016 06:37 pm (UTC)
Вы уж, хорошие мои, определитесь
они кочевники, или "освоили новые технологии ковки", а то ведь ерунда получается.
gregorydavidian
Sep. 6th, 2016 11:38 am (UTC)
вообще-то, цивилизации возникали не из оседлости, а из смешения кочевников и оседлого населения. но это так, к слову.

"Всемирные игры кочевников" - это, конечно же, гик)) По-моему, очень прикольненько. К слову, армяне - одни из древнейших оседлых народов планеты - тоже послали туда своих двух спортсменов - самбиста из Еревана и дзюдоиску из Карабаха. Просто для поддержки.

Подход кыргызов и казахов к своей истории стоит поддерживать. Лучше пусть кочевые народы честно изучают историю своих предков и гордятся той цивилизацией, которую создали (хоть она и сомнительной ценности), нежели останутся на обочине истории и будут постоянно пытаться наворовать себе историю у оседлых соседей, как это делают азики, турки, узбеки.


Edited at 2016-09-06 11:40 am (UTC)
bachta_girey
Sep. 6th, 2016 12:20 pm (UTC)

Развитие  появляется там,  где люди,  а нет где оседлость. Кочевая культура многое дала миру. Но смысла нет писать убогому.

iakinf_b
Sep. 6th, 2016 06:54 pm (UTC)
А вот хренушки. Те же монголы научились изготавливать отдельные деревянные детали для своих юрт когда бы вы думали? - в XIX веке. Тогда же обрели навыки обработки металлов. Русские с монголами вообще познакомились совершенно случайно в XVII веке, когда московский двор отправил посольство в Китай с целью разведать путь в Поднебесную и установить дипломатические отношения.
(no subject) - bachta_girey - Sep. 6th, 2016 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iakinf_b - Sep. 6th, 2016 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bachta_girey - Sep. 6th, 2016 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iakinf_b - Sep. 6th, 2016 07:24 pm (UTC) - Expand
inhabitant09
Sep. 6th, 2016 05:09 pm (UTC)
Интересно, а хохляцкие кочевники там были, на соревнованиях? А то их флаг монгольский кругом развивается.
Порош 1.jpg
smutyanov2
Sep. 8th, 2016 03:13 am (UTC)
Не фига себе!
duke_alba
Sep. 6th, 2016 09:28 pm (UTC)
И вот откуда в людЯх столько высокомерия? Ежели, значить, не по нашему, так сразу плохо...
natarintah
Sep. 7th, 2016 03:15 am (UTC)
"Устойчивое развитие" - это синоним неразвития. Завуалированный. Они ведь не могут сказать, что хотят неразвития напрямую, поэтмоу придумывают всякие новоделы.
smutyanov2
Sep. 8th, 2016 03:11 am (UTC)
Олег, читали статьи Ядгора Норбутаева по истории?
Олег читали статьи Ядгора Норбутаева по истории Средней Азии?
Если кратко, то там есть тезис о том, что если бы не состоялось завоевание Средней Азии Чингисханом? То сейчас бы Средняя Азия была-бы сплошным Ираном!
smutyanov2
Sep. 8th, 2016 03:14 am (UTC)
Re: Олег, читали статьи Ядгора Норбутаева по истории?
Он делает упор на этногенез народов Средней Азии.
booq
Sep. 12th, 2016 04:45 am (UTC)
В целом согласен. В частностях: нужны коррективы, имхо. Написал в личку.
( 50 comments — Leave a comment )