?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гамлет

Раньше театр драмы  был призван вызывать глубокие переживания зрителя, основанные на искренних и глубоких духовных трансформациях героев постановок. В борьбе различных начал на театральной сцене в душе человека рождался новый человек, преображенный, ставший лучше, поднявшийся над собой, и зритель, присутствующий при таком перерождении неминуемо вслед за героями пьес тоже становился чуточку лучше, выше. Происходило некое чудо самотрансценденции обычного человека.

Можно было бы говорить о Станиславском, Товстоногове и других великих, но даже театр на Таганке, находящийся по временной шкале гораздо ближе к нам, все же продолжал нести великую искру трагедии.

2007-11-010
"...В непрочный сплав меня спаяли дни -
Едва застыв, он начал расползаться.
Я пролил кровь, как все,- и, как они,
Я не сумел от мести отказаться.

А мой подъем пред смертью - есть провал.
Офелия! Я тленья не приемлю.
Но я себя убийством уравнял
С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.

Я Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на датскую корону,-
Но в их глазах - за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.

Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса."


Владимир Высоцкий - Мой Гамлет (фрагмент)

Мне вообще кажется, что именно через трагедии, драмы передается эта "прометеевская" искра, позволяющая человеку приподняться над собой прежним.

Сегодня мне попалась на глаза афиша юбилейного, 70-го сезона Хабаровского театра драмы. Чтобы не быть голословным, привожу ее здесь и прошу обратить внимание на репертуар.
драма

Как мне кажется, явный уход театра ДРАМЫ в КОМЕДИЮ - это очень интересный феномен.
Что тут первично? То, что театр, гонясь за "ндравом" опростившейся публики (а как не опроститься, если буквально все, что окружает современного человека, направлено на его духовное опрощение, отчуждение от собственно человеческого начала?) начинает выступать в роли подобострастного "Чего изволите?"?
Или первично именно то, что делает сам театр, предлагая вместо полноценной духовной пищи быстро усваиваемый и смешной комедийный фастфуд, и, тем самым, перекрывая духовный "кислород" нуждающейся в высоких и трагических смыслах публике?

Как мне кажется, второй вариант ближе к истине. Даже после Революции, когда схлынули толпы разряженные во фраки и вечерние туалеты, а театры заполнились народом попроще, в бескозырках, шинелях и тому подобном, театры не потеряли лица, и не стали кормить эти толпы примитивной ржачной жвачкой.
Напротив, начались поиски методов и приемов, должных в максимально короткие сроки поднять вульгарную и упрощенную человеческую массу, подарив ей подлинно высшее, элитное искусство трагедии.
Должны быть комедийные постановки в театрах.
Наверное, и в репертуаре театра драмы они должны присутствовать. В конце концов, "Ревизор" хоть и является комедией, но трагического в ней едва ли не больше.
Но не должен театр превращаться в казино с блекджеком и девицами легкого поведения. Функция театра - не развлекать, а менять человека, поднимая его и отрывая от животного начала, а не втаптывать зрителя в свинские "отруби" постоянного смеха.

Поэтому я лично феномен превращения Хабаровского театра драмы в еще один театр комедии очень трагичным. Собственно, эта афиша - и есть главная трагедия и драма Хабаровского театра драмы.


Comments

( 13 comments — Leave a comment )
livejournal
Sep. 20th, 2015 02:36 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
sonya_vasina
Sep. 20th, 2015 03:24 am (UTC)
те только "Ревизор", но и "Горе от ума" . а вот интересно, они хоть смысл "Горе от ума" передают? Там ведь тоже очень многое сказано. Или тоже всё опростили и опошлили?
musa_rvs
Sep. 20th, 2015 03:27 am (UTC)
Все ниже, ниже и ниже стремят полет своих птиц. Потом идет удивление, что с обществом что-то не так
natarintah
Sep. 20th, 2015 04:03 am (UTC)
В Риме было "Хлеба и зрелищ", у нас - "Пожрать и поржать".
antiseptic
Sep. 20th, 2015 04:07 am (UTC)
В общем, очень похоже, да.
Еще более упрощенно, чем в Древнем Риме, там трагического в зрелищах было не меньше, чем комического.
irina_fadeewa
Sep. 20th, 2015 04:15 am (UTC)
подобострастное "Чего изволите?"
В этом вся причина. Если театр не пойдет на поводу у публики, то быстро прогорит.

В СССР была единая идеология, а наука и культура поддерживались государством, потому что это духовная пища и не сразу дает видимые плоды. Сегодня театры на самоокупаемости.

zottig_brot
Sep. 20th, 2015 04:20 am (UTC)
Забавно они еще со словами играют. "Суперкомедия", "Аэро-комедия" - это вообще что за неведомы зверушки?
antiseptic
Sep. 20th, 2015 04:27 am (UTC)
Это, видимо, новые жанры ржачки.
zottig_brot
Sep. 20th, 2015 04:48 am (UTC)
Насколько они являются родственными к сортирному юмору и шутеечкам про писю?
balbesus
Sep. 20th, 2015 05:06 am (UTC)
А к чему такие рейтинги, эротику и кровищу показывают?
alexspet
Sep. 20th, 2015 11:57 am (UTC)
Кто-то сказал : "Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым". Сейчас можно продолжить: "Многие при этом впадают в маразм",
mc_klaud
Oct. 1st, 2015 11:30 am (UTC)
Спасибо за статью,
К сожалению - подобная тенденция закономерна в условиях тотального перехода на самоокупаемость учреждений культуры. Очень подробно данный вопрос разбирает товарищ в цикле статей по экономике культуры. Начало здесь - http://cultprosvet-mag.livejournal.com/5382.html

ps. Мне больше нравится вариант: "с преферансом и куртизанками", всё таки блекджек - это не по-нашенски ;)

Edited at 2015-10-01 11:32 am (UTC)
antiseptic
Oct. 1st, 2015 10:52 pm (UTC)
Про преферанс - согласен. )
За статью спасибо!
( 13 comments — Leave a comment )